Резьба по камню для начинающих инструменты - MEBEL-MOSKWA.RU

Резьба по камню для начинающих инструменты

Резьба по камню: советы для начинающих, инструменты, выбор подходящего материала для работы

Человек с ранних веков хотел обустроить мир вокруг себя под личные нужды. Первые попытки подчинить себе камень – каменный век, во время которого изготавливались инструменты из этого прочного материала. Позже из него начали строить жилища, использовать и в декоративных целях, ну а самое раннее и известнейшее творение древности из камня – египетские пирамиды. Для резьбы по камню существует множество инструментов, мы расскажем и покажем самые популярные из них!

Кроме обыкновенной породы существуют еще драгоценные и полудрагоценные камни, отличающиеся своей красотой и редкостью. У большинства женщин есть украшения из изумрудов, рубинов, агатов или ограненных алмазов – бриллиантов. Натуральную красоту можно подчеркнуть оправой или полировкой, но помимо этого существует целое направление – резьба по камню.

Прежде всего, следует разобраться с целями подобного занятия. Можно обрабатывать камень в строительных целях, например, вырезать и шлифовать гранит для создания и облицовки зданий вокзалов, университетов или просто домов. А можно заниматься ювелирной, художественной резкой по драгоценным камням.

Многие люди видели в интернете и даже в книгах различные поделки из камня в виде зверей, рыб, птиц. Уникальные творения, которые сложно с чем-либо спутать, принадлежат барнуковским мастерам. А ведь село Барнуково когда-то славилось переработкой и добычей строительного гипса – алебастра. Позже из добываемого там же цветного камня стали производить известные на весь мир статуэтки и предметы быта.

Изучаем резьбу по камню: от инструментов до популярных техник

В зависимости от вида и цели обработки этого материала, существуют различные инструменты. В резьбе по горной породе помогут кувалда, кирка, отбойный молоток, болгарка с алмазными дисками, киянки, стамески и прочее. Они нужны, главным образом, для придания формы породе. Если же речь идет о ювелирной работе, то пригодятся следующие орудия: скарпель для гравировки, чертилка для создания прямых линий, ручные и электрические фрезы для придания формы заготовке, кривые и прямые напильники и прочие мелкие вспомогательные инструменты.

Для начинающих подойдет максимально мягкая порода камня. Стеатит, мыльный, восковой камень, талькохлорит – это все названия одного и того же камня, – очень мягкий и податливый материал для работы. По нему можно вырезать даже более твердым камнем или подручными инструментами. Для работы с ним не требуется большого количества инструментов, приобрести его можно в специализированных строительных или художественных магазинах, а также заказать в интернете на многочисленных ресурсах.

Если отсутствует возможность приобрести стеатит, можно также выбрать алебастр. Он бывает разных цветов; немного тверже первого, но все же отличный материал, с ним легко работать, он легок и прочен.

С твердыми породами лучше не работать новичку. Для них понадобится много сложных специальных инструментов, процесс получится трудоемкий, а результат, возможно, не оправдает ожиданий.

Размер заготовки должен быть больше будущего изделия. Это логично, ведь в процессе работы от цельного бруска отрезаются части для придания формы. Лучше взять брусок намного больше, чтобы был запас, который необходим новичку для уверенной работы.

Выбор подходящей структуры камня для работы.

Помимо материала и размера болванки для вырезания, важно правильно выбрать структуру камня. Важно, чтобы имеющиеся трещины не были большими или проходящими через весь камень, ведь в противном случае велика вероятность раскола во время работы. Однако, если это и произошло, не следует расстраиваться: отколовшуюся деталь можно приклеить на эпоксидную смолу, которая продается в строительных отделах.

При вырезании ювелирных украшений или декораций для интерьера важно помнить об осторожности:

  • Инструменты должны быть острыми и прочными, чтобы они не сломались во время работы.
  • Защитные очки использовать обязательно, так как пыль и осколки от камня могут повредить глаза. Лучше иметь запасную пару, так как они могут быстро поцарапаться и прийти в негодность.
  • Необходимо во время работы надевать маску или респиратор, чтобы не вдыхать тяжелую и вредную пыль
  • При работе с большими глыбами лучше использовать специальные защитные перчатки во избежания травм рук и натирания мозолей. Если изделие готовится небольшое, то достаточно простых садовых перчаток.
  • С большим куском породы лучше работать вне дома или обеспечить хорошую вентиляцию
  • Удобно держать камень во время работы на мешке из плотной ткани с песком или кошачьим наполнителем: так глыба будет держаться в нужном положении, при этом легко поворачиваясь под руку мастера.

Во время резки по камню своими руками очень важно соблюдать технологию:

  • Определить направление трещин у камня. Подобно волокну дерева, камень тоже имеет направление, по которому лучше высекать. В таком случае получатся более ровные срезы и уменьшается возможность того, что инструмент поведет не в ту сторону
  • Изобразить на бумаге будущее изделие. Многим помогает не просто нарисовать, а вылепить из пластилина или другого материала, в таком случае появится лучшее представление об объеме.
  • Не следует начинать со сложных форм, чтобы не разочароваться в себе и этом мастерстве. Принцип постепенности при обучении говорит о постижении от более простого к более сложному
  • При высечении фигуры из породы следует вести долото от краев к центру. Так меньше вероятность ненужных сколов. Долото при этом следует держать под острым углом к камню, иначе будут не срезаться куски, а выбиваться дырки.

Подборка видео и мастер-классов по теме статьи

Работа с камнем: художественная резьба для начинающих

Существует огромное количество видов искусства, которые не оставляют людей равнодушными. Одним из них является резьба по камню. С каждым годом такое увлечение набирает всё большую популярность.

Хобби берёт своё начало ещё с древних времён. Ведь человеку присуще находить что-то новое для саморазвития. Если вы решились начать осваивать это ремесло, вам не обойтись без усидчивости, терпения и желания обучаться.

История появления хобби

Такой материал, как камень, люди начали использовать ещё в ранний период палеолита. Из прочного материала изготавливались орудия, копья, рабочие и режущие инструменты. С развитием человечества люди начали изучать и применять другие материалы: металл, древесина, кости. Но всё же полностью камень вытеснить из повседневной жизни не удалось. Что касается ручной каменной резьбы как хобби, то невозможно установить точный период зарождения. Основными центрами считаются Китай, Америка, Европа и Россия.

В начале периода средневековья (V век) камень использовали в основном для храмов, сокровищниц при замках, в монастырях. В X—XV вв. начали появляться мастерские с художественной резьбой по камню. В основном они работали на заказ для аристократов, купцов и других состоятельных господ. Ещё этот период знаменит началом изготовления чешской мозаики, которая не имеет по сей день аналогов.

В XV веке набирал популярность с помощью украшений, но не простых, а церковных. Мастерские активно начали делать сувениры, бусы, амулеты, чётки из мягких материалов.

Высокий пик совершенства этот вид искусства достиг во времена ренессанса (XVI—XVII века). Появляются первые вазы, кубки, чаши и много другое.

Использование камня в России

Проявление интереса к камню на территории России началось в XIII столетии, но упоминание как об искусстве приходится на период XVIII века. Самое знаменитое место по добыче камня было в Новгородской губернии. Неподалёку от центра располагалось старинное село Борнуково, известное своими пещерами. Местные жители продавали камень в другие города. Из него делали украшения.

Во времена правления Екатерины II каменоломню подчинили Дворцу и установили запрет на свободную торговлю материалом. Его начали использовали для отделки петербургских поместий.

В 30-х годах прошлого столетия в селе была создана фабрика «Борнуковская пещера». Этот период считается новым расцветом каменного искусства в России. Мастера передавали свои знания из поколения в поколение, перенимали опыт других резчиков, совершенствовали свои навыки. Неоднократно удостаивались высоких оценок, наград как в своей стране, так и за её пределами. Чаще всего изготавливали скульптуры и статуэтки животных, птиц. Реже — человеческие фигурки.

На сегодняшний день борнуковские резчики являются самыми востребованными. Ведь они сохранили традиции и секреты обработки камня, что делает их особенными среди других мастеров.

С чего начать работу

Чтобы сделать первые шаги на пути к изучению нового хобби, следует определиться с целью. Это поможет облегчить задачу с подбором материалов и инструментов для изготовления. Существует несколько вариантов обработки, а именно:

  • для строительных работ (шлифовка и резка материала для облицовки, а также можно скрафтить из камня кирпичи);
  • для ювелирных украшений (гранение драгоценных камней);
  • художественная резка (статуэтки, фигурки животных, чаши и так далее).

Нужные инструменты

Существует классический набор инструментов для начинающих. Резьба по камню — очень кропотливый и нелёгкий вид хобби. Соответственно, на инвентаре лучше не экономить. Для начала вам понадобятся:

  • Молоток.
  • Долото или зубило.
  • Напильник.

Чтобы работа не казалась уж слишком тяжёлой, приобретать молоток стоит с двумя плоскими поверхностями и весом не больше одного килограмма. Долото тоже должно быть с двух сторон плоским и без зубчиков. На этапе завершения фигура обрабатывается напильником.

В зависимости от размера изделия, подбирается необходимый инструмент. То есть, если нужно проработать мелкие детали, подходит маленький напильник. Для обработки большего участка используют соответствующий размер.

У мастеров имеются и другие инструменты для резьбы по камню. Всё будет зависеть от вашей цели. В работе каменщики используют также:

Читайте также  На какой высоте вешать кондиционер от потолка

  • кувалду (для работы с объёмным материалом);
  • кирку (основной инструмент для откола и обработки больших камней);
  • отбойный молоток (обтёсывает камень);
  • стамески разных размеров (для более чёткой проработки деталей);
  • столярный молоток (используют для укладки каменной плитки);
  • щётку (шлифует изделие);
  • скарпель или резцы (гравировка и надписи на каменных материалах);
  • чертилку (помогает оставлять разметку или рисунок на изделии);
  • фрезы (применяются для полировки фигур или в ювелирных целях).

Подбор материала для резьбы

В первую очередь стоит выбирать мягкие и доступные материалы. Для их обработки не понадобится много инструментов. Самые популярные камни для работы начинающим — это стеатит, алебастр или гипс. Такие заготовки легко найти в строительных и художественных магазинах.

Следующим этапом перед обработкой будет выявление трещин. Чтобы их заметить, необходимо смочить заготовку. Если вы нашли изъяны и они немалых размеров, то такой материал нежелательно использовать. Ведь в дальнейшей обработке ваша задумка может раскрошиться.

И последнее, что стоит знать начинающему, — правильный подбор размера. Заготовка должна быть больше самого эскиза, так как в процессе обработки будут удаляться лишние детали. Благодаря этому новичок не будет бояться за конечный результат.

Дополнительные советы и техника безопасности

При работе с любыми материалами всегда важно думать о своём здоровье и минимизировать варианты негативных последствий. Даже если вы обрабатываете мелкие заготовки и пользуетесь всего парой инструментов, не стоит пренебрегать безопасностью. Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:

  • Всегда надевайте защитные очки. При работе молотком и зубилом будут откалываться осколки, которые могут поранить глазное яблоко.
  • Надевайте маску или респиратор. В заготовке может содержаться вредный для организма асбест.
  • Защищайте руки перчатками, чтобы избежать мозолей и ссадин. Материал зачастую бывает шероховатый с острыми выступами.
  • Инструмент должен быть прочным и острым. Это облегчит обработку и снизит риск травмироваться от поломки инвентаря во время работы.

Обучение резьбе по камню — дело не из лёгких. Терпение и усердие станут лучшими союзниками в этом хобби. Чтобы немного облегчить работу, существует несколько простых советов, а именно:

  • Периодически смачивайте камень водой. Она поможет сбить пыль.
  • Купите мешок с наполнителем или песком. Он отлично сыграет роль подставки для крупных заготовок. Вы с лёгкостью сможете поворачивать изделие как вам удобно.
  • Подготовьте эскиз. Прежде чем начнёте ваять свое творение, перенесите его на бумагу. Так будет легче представить конечный результат.
  • Вместо чертилки можно использовать мелок.

Процесс создания поделки

Чтобы начать резьбу по камню своими руками, важно знать ещё кое-какие нюансы. Они, как правило, возникают в процессе работы. Поэтапная резьба по камню:

  1. Создание на бумаге рисунка. За основу берите простую картинку.
  2. Представить плоский эскиз более объёмным. В этом поможет абстрактное мышление.
  3. Определить направление слоёв изгиба. Высекать необходимо вдоль этих линий, для того чтобы ваше изделие не раскололось. Это же правило применяется к трещинам на заготовке. Не высекайте поперёк.
  4. Зубило необходимо вести от края к центру и под углом не более сорока пяти градусов. Если всё правильно делать, от изделия будут откалываться небольшие осколки.
  5. На завершающем этапе нужно обработать изделие напильником, но не в классическом варианте, а от себя.
  6. Для полировки воспользуйтесь мелкозернистой наждачкой.

Когда вы закончите обработку наждачной бумагой, промойте изделие раствором соляной кислоты с водой и дайте ему просохнуть. Затем нанесите на камень специальную грунтовку. Она даст лёгкий блеск и защитит вашу работу от сколов и повреждений.

Originally posted 2018-08-29 11:03:04.

Что такое глиптика (искусство резьбы по камню) и с чего начать — советы и примеры

Резьба по камню ― занимательное хобби и хорошо оплачиваемый вид заработка. Применяется для создания украшений, предметов декора или обихода. Работать можно даже на дому, поскольку для глиптики есть портативное компактное оборудование.

Что такое глиптика

Термин «глиптика» произошел от греческого слова glyphein. Обозначает «иссекание», «вырезание» или «выдалбливание». Глиптикой называют искусство художественной резьбы по камням.

Рельефные изображения делают на поделочных, ювелирно-поделочных или драгоценных самоцветах. Готовые изделия называют глиптами, глифами или геммами (резными камнями).

  • камея ― самоцветы с выпуклым изображением;
  • инталия ― драгоценные или поделочные камни с углублением рисунка.

Для вырезания также подходит кирпич, бетонные и глиняные поверхности, воск, кость. Это современные разновидности глиптики.

На видео отличные примеры работ:

История появления глиптики

В древности мастера вырезали поделки с углублением рисунка, фигурки фауны или флоры. Во времена эллинизма появились монохромные, биколорные или цветные камеи. Стали иссекать графические или рельефные картины с природными, житейскими, мифическими, историческими сюжетами.

Интересные факты про резьбу на камне:

  • могила Темура (мавзолей Гур-Эмир, Самарканд) украшена нефритовым резным надгробием, сделанным в XV веке;
  • самые древние археологические находки принадлежат мастерам Месопотамии;
  • в древности вырезали каменные печати, магические артефакты;
  • в Европе до XX века глиптами украшали королевские сокровищницы, монастырские ризницы;
  • в Европе с XX столетия стали открывать камнерезные цеха;
  • в XV веке уже делали церковные атрибуты, украшения, предметы обихода;
  • в XVII–XIX столетии камнерезничество было на пике популярности: глиптами пользовались все сословия населения.

Интересна и российская история глиптики. Камнями с резьбой восхищалась Екатерина II. Свое увлечение она называла камейной болезнью. По совету генерала А. Ланского (единомышленника по хобби) императрица приняла решение о развитии камнерезного ремесла.

Указ издали в 1781 году. На Урале разыскивались пригодные самоцветы и отправлялись придворным мастерам в Петергоф. Позже в Екатеринбурге открыли гранильную фабрику. Стали делать в промышленных масштабах лестницы, табакерки, столешницы, украшения, чернильницы, столовые приборы, другие камнерезные изделия.

К просмотру передача о резьбе по камню:

Оборудование и технология работы с камнями

Мастер глиптики должен работать в защитных очках, респираторной маске, перчатках. Для осадки пыли используют пульверизатор, воду. Заготовку кладут на тканевый мешочек с песком или другую подложку с сыпучим наполнителем.

Инструменты для резьбы на небольших камнях:

Ручные Механические Для начинающих
Широкие, острые и тупые стамески Граверы, фрезы разной формы и размеров Молоток (мягкий) 700–900 г
Прямые и кривые напильники Шлифмашинка Плоское долото
Гравировальный скальпель
Чертежный инструмент Пневматическая бормашинка, фрезы, напильники, сверла Зубчатое долото
Твердосплавные наконечники (спицы) для нанесения рисунка Шаблоны рисунков, трафареты
Закольники Пневматическое зубило Набор напильников
Шпунты

Для резьбы на каменных стенах или глыбах пользуются кувалдой, болгаркой, киянкой, киркой, большими стамесками, отбойным молотком. Разрезают и шлифуют дисками или насадками с алмазным либо корундовым напылением.

Технология резьбы по каменным поверхностям:

  1. Заготовку резного камня берут на 1–2 размера больше будущего изделия.
  2. Определяют наличие и расположение трещин. Поврежденный минерал отбраковывают или склеивают.
  3. Начинают с более простых рельефов.
  4. На самоцвете или бумаге рисуют эскиз изображения или лепят его из пластилина.
  5. Вырезают вдоль текстуры породы (если есть прожилки, другие особенности).
  6. Иссекают зеркальный рельеф. Для сверки рисунка поверхность регулярно очищают, делают контрольные оттиски.
  7. Долотом сбивают камень от краев к центру, инструмент держат под острым углом.

Славится борнуковская резьба анималистическим жанром и камнями для гемм. Мастера с. Борнуково делают фигурки животных, птиц, людей и предметы быта из ангидрита.

На видео смотрите как происходит работа с материалом:

Глиптика дома своими руками

Для начинающих желательно делать резьбу на мягких минералах. Используют известняк, стеатит, алебастр (строительный гипс). Они подходят для работы дома, обрабатываются ручными или механическими компактными инструментами. Наносить лучше абстракции, но со временем будут получаться и сложные сюжеты.

Продают и портативное оборудование профессионального класса. Поэтому камнерезы с опытом также могут обустроить мастерскую дома.

В домашних условиях возможна художественная резьба:

  • по кости;
  • агату;
  • кремнию;
  • многослойной яшме.

Для работы на дому нужен крупный, средний, мелкий и тонкозернистый абразивы. Первый используют для очистки поверхности во время резьбы. Последние три ― для детализации рельефа и шлифовки, полировки.

  1. Подбирают заготовку для резьбы.
  2. Продумывают сюжет.
  3. Выравнивают поверхность камня.
  4. Обтачивают самоцвет на планшайбе.
  5. Подготавливают эскиз или слепок рисунка на пластилине, глине. Разрешено чертить изображение на камне.
  6. Начинают резьбу ручными или механическими инструментами, обдирочными и шлифовальными бурами. В процессе сверяют рисунок с моделью изображения.
  7. Полируют тонкозернистым абразивом.

При наличии трещин резьбу делают вдоль повреждения. Если камень треснул, куски склеивают эпоксидной смолой.

Резьба по натуральному камню

У нас можно заказать резьбу по любым породам натурального камня, ручную или с использованием ЧПУ по Вашему проекту. Если нет готового проекта, то мы можем разработать его силами наших дизайнеров и мастеров.

Инструменты для резьбы

Красоту камня подчеркнёт художественная резьба. Для ручной обработки потребуются точность и значительные физические усилия. Современные инструменты позволяют производить обработку быстрее с приложением меньших усилий. Все инструменты делят на две группы:

  1. Ручные;
  2. Механизированные.

Ручные инструменты

  • Стамески – применяются для придания камню тонкой гранёной формы. Различают тупые, острые или широкие. С их помощью осуществляют тонкие подгоночные работы на рабочей поверхности.
  • Ручные напильники – позволяют формировать тонкие и мелкие детали.
  • Скарпель – специализированный гравировальный инструмент. Большой выбор наконечников позволяет наносить на каменную поверхность рисунки, создавать рельефность.
  • Чертилки – позволяют наносить предварительную разметку на поверхность.
  • Спицы – специальные твердосплавные наконечники позволяют наносить рисунки на поверхность камня.
  • Шпунты, закольники и прочие менее часто используемые инструменты. Первоначальную обработку каменной глыбы для придания ей определённой формы применяются фрезы. В зависимости от техники выполнения работ пользуются механическими или ручными фрезами.
Читайте также  Как снять обои с потолка легко

Механический инструмент

Граверы – выполняется шлифовка, зачистка каменной поверхности, фрезеровка. Могут использоваться в резке, сверлении и гравировке. Небольшие размеры инструмента позволяют выполнять работы с максимальной точностью.

Пневмозубило – с его помощью выполняются фигурные работы. Его применение значительно эффективнее ручного варианта.

Прямошлифовальная машина – лучший выбор для шлифования и чистовой зачистки изделия. Маленькие по размерам и удобные по форме – они обеспечивают высокоточную работу.

Бормашинка по камню – самое частое применение – шлифовальные работы.

Возможность смены насадок самой разной формы – обеспечили пневматическим бормашинкам большую популярность. В набор насадок входят напильники, надпили, фрезы и пр. Благодаря большой скорости вращения любую работу можно выполнить быстро и точно. Альтернативное использование бормашинки – высверливание в поверхности камне небольших отверстий.

Достигнуть оптимального результата часто можно только комбинируя ручную и механическую обработку камня.

Советы новичку

Выбор материала

Если вы только начинаете заниматься резьбой, то остановите свой выбор на мягких породах камня: талькохлорите, восковом или мыльном камне. Это разные названия одного камня – стеатита. Резьбу по нему возможно наносить любым доступным инструментом. А несложный инструментарий можно купить в магазине или заказать на сайте через интернет.

Альтернативой стеатиту будет алебастр. Незначительно плотнее первого, но имеет множество цветов. Лёгкость и прочность – главные характеристики алебастра.

Твёрдые породы новичку лучше не брать. Для резьбы по ним потребуется много специализированных инструментов. Трудоёмкость процесса и, возможно, результат хуже ожидаемого, могут отбить желание заниматься резьбой.

Как определить необходимый размер каменной заготовки

Болванка должна превосходить по размерам предполагаемое изделие, поскольку при резьбе от изначального бруса для придания требуемой формы откалываются куски. Уверенности в работе новичку придаст наличие большого запаса камня.

Как выбрать структуру камня

Ещё один фактор успешной работы на ряду с материалом и размером заготовки– правильный выбор структуры. Обратите внимание на трещины. Тянущиеся через весь камень глубокие трещины могут стать причиной раскола. Если раскол всё же произошёл, то отколовшуюся часть можно вернуть на место, приклеив эпоксидной смолой.

Техника безопасности

Выполнение резьбы по камню требует соблюдение ряда мер безопасности.

  • Использующийся инструментарий должен быть заточен и не иметь повреждений, чтобы исключить поломку и травмы при работе.
  • Для предупреждения попадания пыли и мелких осколков в глаза обязательно использование очков.
  • Желательно одевать маску, а лучше респиратор, что защитит от вдыхания каменной пыли.
  • При работе с крупными объектами, для защиты рук необходимо использовать тканевые перчатки.
  • Большие работы желательно выполнять вне дома. Если такой возможности нет, то оборудовать помещение качественной вентиляцией.
  • Каменьдля работы можно устанавливать на мешок наполненный песком. Глыба будет плотно стоять и доступна для поворачивания при необходимости.

Как правильно вырезать скульптуры

Для достижения лучшего результата нужно соблюдать технологию.

Камень подобен древесине: он имеет определённое направление, которого нужно придерживаться при резьбе. Отследите доминирующее направление распространения трещин. Если придерживаться его, то срезы будут получаться ровнее. А инструмент реже будет уводить в сторону.

Предварительно подготовьте эскиз будущего изделия на бумаге. Хорошую помощь оказывает лепка из пластилина. Это поможет ощутить и представить объёмность.

На начальных этапах не беритесь за работу со сложной формой. Постепенно усложняйте работы. Спешка может привести к разочарованию в работе.

Уменьшить вероятность неправильного скола позволяет проведение долота от периферийных к центральным участкам. Долото расположенное под острым углом срезает слои, в противном случае — выбивает дырки.

Обучение ручной резьбе по камню для начинающих

Любовь к резьбе по камню и скульптурной эстетике человечество проявляло еще с самых древних времен, высекая из твердых материалов сначала самые примитивные статуи, которые теперь принято величать бабами, а со временем — и великие шедевры. Так, чего только стоят творения великих мастеров разных эпох, среди которых следует выделить Фидия, Донателло, Микеланджело, Бернини, Родена и таких их современников, как Орланди, Вальпот, Церетели.

Особенности резьбы по камню

Художественная резьба по камню — задача, посильная не только настоящим профи, но и начинающим любителям, которые также способны создавать очень интересные скульптуры (пусть и не такие масштабные и претенциозные). Главное, не браться за слишком сложные проекты и не использовать материалы, работа с которыми под силу только лучшим мастерам скульптурного искусства.

И даже простой силикатный кирпич прекрасно подойдет для резьбы, ведь речь идет о податливом камне, единственный недостаток которого заключается в способности сильно трескаться и крошиться, а также разрушаться со временем под воздействием окружающей среды. Тем не менее этот материал настолько пластичен, что начинающий скульптор сможет без особого труда создать на его поверхности очень красивую объемную композицию, которая еще долгое время будет радовать глаз.

Лучшие материалы для старта

Следует отметить, что в последнее время народные мастера все чаще украшают кирпичные фасады домов и заборы, в результате чего получается весьма оригинальный дизайн. Если же хочется поработать с более твердым материалом, то для начала лучше выбрать:

  • Стеатит, который часто называют мыльным камнем из-за его податливой для резки структуры. Речь идет о настолько мягком камне, что при усиленном нажатии на его поверхности остаются следы от ногтей. В то же время для скульптурной работы подойдет только тот мыльный камень, в составе которого не будет значиться опасный для организма асбест.
  • Алебастр (он же строительный гипс), который по праву считается идеальным представителем соотношения «пластичность-износоустойчивость». И несмотря на то что по податливости ему довольно далеко до мыльного камня, работать резцом по алебастру — одно сплошное удовольствие.
  • Известняк, также легко поддающийся обработке. Единственным недостатком этого материала для начинающих является ограниченное количество оттенков камня, поэтому творческой натуре, скорее всего, будет негде разгуляться.

Если же подробнее рассматривать эти материалы, то следует отметить некоторые их особенности, знание которых поможет скульптору-любителю избежать самых распространенных ошибок. Так, для работы со стеатитом, который чаще всего встречается в черных, серых и зеленых оттенках, нужен минимальный набор инструментов для резьбы по камню. В то же время из-за своей суперпластичности он годится для изготовления каких-то миниатюрных статуэток и инсталляций.

Для ручной резки подойдут далеко не все виды известняка, так как этот материал может не поддаваться шлифовке. Что же касается строительного гипса, то его обработка также не предполагает наличия большого количества дорогостоящих инструментов, притом что форму он держит гораздо лучше мыльного камня. Именно поэтому алебастр является оптимальным вариантом для обучения резьбе по камню, имеющим еще одно значимое преимущество — низкую стоимость, которая станет приятным бонусом для начинающего мастера.

А вот от таких сложных для обработки материалов, как мрамор и гранит, лучше сразу отказаться, доверив работу с ними настоящим специалистам по скульптуре. А все потому, что в абсолютном большинстве случаев их используют для создания масштабных проектов, требующих особых навыков и терпения (так, на одну только деталь у мастера может уйти около четырех суток беспрерывной работы).

Необходимые инструменты

Определившись с оптимальным материалом, следует детально изучить вопрос о том, какие больше всего подходят для резьбы по камню для начинающих инструменты. Так, приступая к работе, мастер должен иметь в наличии:

  • Мягкий молоток весом в 600−900 г, плоское долото (можно зубчатое), набор напильников (поменьше для шлифовки самых миниатюрных деталей, побольше — для работы на больших площадях);
  • Мешок с песком или любым другим сыпучим наполнителем, использующийся в качестве подложки для обрабатываемого камня;
  • Средства индивидуальной защиты, к которым относят пылезащитную маску для рта, очки для глаз и перчатки;
  • Пульверизатор с водой, применение которого на поверхности камня поможет в значительной мере сократить количество выделяемой при работе с твердыми материалами пыли.

Существует огромное количество видов каменной резьбы, которые нередко зависят от выбранного для обработки камня. К примеру, на территории Российской Федерации еще с двадцатых годов прошлого столетия начала применяться борнуковская резьба по камню, названная таким образом в честь маленького поселения Борнуково, что в Нижегородчине.

Примечательно, что свою историю возникновения этот тип резки ведет еще с XVII столетия, когда в упомянутой местности была открыта ангидридная пещера, принадлежавшая помещику Бурнуку Васильеву.

И хоть скоро исполнится 100 лет с тех пор, как из ангидрита начали вырезать очаровательные фигурки всевозможных зверушек, эта техника до сих пор пользуется огромной популярностью среди ценителей скульптурного искусства.

Мастер-класс по изготовлению фигуры

Приступать к работе можно только после проведения подготовительного этапа. И прежде всего необходимо подобрать «правильный» каменный блок не только по составу, но и по размеру, ведь он должен в значительной мере превосходить по габаритам скульптуру, которую задумал сделать начинающий мастер. Такой запас делается специально для возможных погрешностей в работе, ведь одно неловкое движение и от материала может отколоться больший кусок, чем планировалось изначально. К примеру, для изготовления небольшой статуэтки или кулона понадобится камень массой от 6 до 9 кг.

Читайте также  Как правильно приклеить потолочный плинтус в углах

Выбранный материал необходимо тщательно осмотреть через увеличительную линзу, дабы выявить наличие на его поверхности природных трещин, сколов и зазоров. Важно помнить, что чем меньше таких недочетов будет на камне, тем больше вероятность того, что мастеру удастся избежать неприятных сюрпризов в процессе работы. А для того чтобы увидеть все мелкие неровности и дефекты, монолит придется намочить, используя для этих целей пульверизатор.

Примечательно, что обнаруженная трещина — вовсе не повод для того, чтобы отказываться от камня, так как она может быть поверхностной. Чтобы определить, так ли это, достаточно сделать несколько постукивающих ударов по камню в этом месте, ведь если звук получается звонким, то, вероятнее всего, монолит целый внутри.

Приглушенный звук может говорить об обратном, поэтому от использования такого материала лучше отказаться, чтобы он не рассыпался уже во время первичной обработки.

Следующий этап предполагает выполнение эскиза на бумаге, который можно повторить на глине или пластилине (добавляя материал или убирая лишнее, мастер сумеет найти идеальную модель). После этого материал еще раз рассматривается через лупу и на этот раз задача начинающего заключается в том, чтобы определить направление его зернистости, так как бить материал против нее противопоказано. И как только мастер выберет наиболее подходящее место на поверхности камня, можно переносить на нее рисунок, используя для этого обычный мелок.

Что же касается самого процесса изготовления скульптуры, то любительская резьба по камню своими руками предполагает следующий порядок действий:

  1. Слишком большой или неустойчивый монолит укладывается на подложку из песка (если необходимо, его можно подпирать собственным телом).
  2. От камня отсекается все лишнее с помощью плоского долота и молотка, притом что держать резчик по отношению к поверхности обрабатываемого материала необходимо под углом 45 градусов и меньше.
  3. Высекать по камню необходимо от краев к центру, применяя мягкие и медленные удары молотка, иначе можно повредить материал.
  4. После высечения всех основных элементов приступают к их шлифовке с помощью разных напильников высокой абразивности, работая ими только в одном направлении.
  5. На завершающем этапе поверхность скульптуры полируют с наждаком зернистостью 220.

В течение всего процесса блок можно мочить, избегая выделения слишком большого количества пыли. Если же у начинающего мастера все-таки откололся какой-то кусочек или фрагмент, то можно аккуратно приклеить его к общей композиции, используя такой универсальный полимер, как эпоксидная смола.

Работа по камню настолько популярна, что этот вид искусства стал появляться даже в виртуальных играх типа «Майнкрафт». Герои этой игры проходят специальное обучение, для чего им выдается набор определенных инструментов, предназначенных для работы с твердыми поверхностями.

В результате игрокам удается не только ловко разбивать каменные преграды киркой, но и скрафтить из монолитов что-нибудь полезное типа убежища или хозяйства для животных.

Резьба по камню: обучение, инструменты и технологии

С давних пор заветной мечтой человека является покорение камня. Примером могут служить египетские пирамиды. Но и в настоящее время востребованность природного материала велика. Камень является сырьем для различных отраслей промышленности, таких как ювелирная или строительная, поскольку обладает невероятной прочностью и изумительной красотой. Но это не предел его использования. Существует такой вид искусства, как резьба по камню. Этот промысел зародился очень давно, но не теряет своей актуальности и сегодня. Об этом пойдет речь в данной статье.

Инструменты

Чтобы выполнить резьбу по камню, нужно иметь набор инструментов, который называют «классическим». Но это не означает, что у каждого мастера он одинаковый. Наличие лишь некоторых инструментов в наборе является обязательным для работы — это остается неизменным с тех пор, как древние мастера впервые освоили этот вид искусства.

Кувалда

Инструмент с длинной ручкой (один метр) и массивным молотом. Он тяжелый, его вес достигает четырех-шести килограммов. Благодаря большому размаху, сила удара значительно увеличивается.

Молоток отбойный

Его главное отличие от обычного инструмента этого вида – большой вес, целых три килограмма. Благодаря этому, удары становятся мощней, из-за чего камень быстрей поддается обработке. Отбойный молоток используется, когда возникает необходимость обтесать камень. Одна сторона наконечника тупая, другая – острая.

Кирка

Этот инструмент для резьбы по камню используется и в настоящее время. Опускаясь в шахты или каменоломни, рабочие берут его с собой. Наконечник кирки имеет два конца: один тупой, другой острый, с одним или двумя зубьями. У этого инструмента большая разрушающая сила. По этой причине его считают основным инструментом каменщика.

Молоток каменщика

У этого инструмента один боек тупой, от кувалды он отличается более компактным размером. Его предназначение – обтесывать небольшие по величине камни или мелкие детали.

Киянка

Применяется инструмент тогда, когда нужно куда-то уложить камень — в землю, например. У него имеется специальный боек, для изготовления которого используется упругий материал, например кожа, резина, дерево.

Стамеска

Инвентарь имеет небольшой размер, легко помещается в руке мастера. Его используют для выполнения работы, отличающейся высокой декоративностью, когда нужно выполнить точный подгон элементов композиции. Чтобы придать камню граненую форму, используют разные стамески: широкие, острые или тупые.

Клинья

Представляют собой втулки из металла. Используются, когда каменную глыбу нужно расколоть на много более мелких кусочков. Для этого в камне проделываются отверстия, в них вставляются втулки. Мастер берет кувалду или молоток и ударяет по ним поочередно.

Чертилка

Этим инструментом делают рисунки на камне. У него имеется наконечник, выполненный из твердого материала, благодаря чему мастер осуществляет жесткую работу во время резьбы по камню.

Скарпель

Декоративный инструмент, по внешнему виду похож на карандаш. Им наносят гравировку на камень. Наконечники скарпеля имеют зубцы с разной толщиной, от двух до двух с половиной миллиметров.

Фрезы

Их используют для резьбы по камню, который считается драгоценным, для придания ему нужной формы. С помощью фрез убираются ненужные элементы с камня. Эти инструменты бывают ручными, механическими, полировочными, шлифовальными.

Напильники

Это ручные инструменты, их используют, когда нужно обработать мягкую породу камня. Они бывают двух видов: прямые и кривые. Напильники дополнены другими устройствами: ручками, шнутами, спицами, закольниками.

Терка

Этот инструмент называют щеткой или губкой, он используется, когда работа мастера подходит к концу. Терка предназначена для шлифовки или полирования камня. Однако степень воздействия может быть разной, в зависимости от того, какую зернистость имеет инструмент.

Художественный вид резьбы

Это самое благородное, но и самое сложное искусство резьбы по камню. По сути, это те самые изящные формы из камня, которые новичкам в этом деле так трудно даются. Используя художественную резьбу по камню, мастера создают настоящие шедевры.

Особой популярностью пользуются изделия из таких камней, как мрамор и гранит. Но для художественной резьбы используют разные породы камней, твердость которых различается. Инструменты для работы более разнообразные, чем при обычной резьбе. Мастера резьбы по камню чаще всего используют следующие материалы.

  • Бело-розовый, голубоватый ангидрид. Его еще называют «небесным камнем» или «нижегородским мрамором».
  • Монокристаллический гипс, поверхность которого блестящая и гладкая, отливает перламутром. Его называют «Марьиным стеклом», потому что в далеком прошлом камень заменял людям стекло.
  • Селенит – этот камень называют «лунным». Он обладает волокнистой структурой и ни с чем не сравнимым блеском, напоминающим шелковую гладь. Образованные камнем прожилки в мелкозернистом гипсе и глинах смотрятся потрясающе красиво.
  • Стеарит – его называют «черным камнем». Мастера используют его, когда нужно создать глазки или носики животным.
  • Алебастр природный с нежно-желтым, а также розоватым оттенками. Ему свойственна мягкая прозрачность и изящные узоры, составленные пятнами и разводами причудливой формы.

Воплощение замысла в произведении

Работая с камнем, мастер становится творцом. Бесформенной твердой глыбе придается новая форма. Камень получает новую жизнь в произведении искусства, созданном художником. Это с одной стороны. А с другой – для мастера важно выполнить главную задачу, которая состоит в том, чтобы раскрыть созданную природой красоту и особенность минералов, а затем продемонстрировать это людям. Глядя на творение рук человека, многим хочется овладеть этим видом искусства. Обучение резьбе по камню требует большой усидчивости, терпения и времени. Но если следовать рекомендациям мастера, все получится. Конечно, будут и неудачи, но огорчаться не нужно, работу следует продолжать, а знания и квалификация придут с опытом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: